Mathom House

Черемных М.П.
"Модель СШ для РФ"

перевод Дж.К. на язык,
доступный группе разработчиков
интернет-сайта gly.ru

(перевод не вполне гоблинский, но
в некотором смысле вольный)

Старшая школа занимает ключевое место в современном образовании, ибо прежде чем молодой человек приступит к "образованию-для-профессии", где-то должна состояться индивидуальная фокусировка общего образования, актуализация (осмысление им) тех его сторон, которые составят общекультурную базу становления успешного специалиста, то есть, специалиста, способного к развитию и после получения им вузовского диплома.
Нынешняя старшая школа ни к черту не годится: вплоть до того, что она не видит ни молодого человека с его возрастными особенностями, ни тех задач, которые перед этим человеком по жизни встанут. Короче говоря, она ни про что.
По инерции, в силу привычки, в силу предрассудка, сохраняется морально устаревшая модель. Ее сущностные черты: классно-урочная система, учитель как пересказчик (транслятор) учебной информации, ученик как репродуктор, жесткая ролевая схема ("учитель – ученик"), самоценность (самодостаточность) учебного предмета. Эта система недостойна тех денег, которые идут на ее содержание.
Жизнь берет свое, и энергия образования уходит из так называемых "образовательных учреждений". Юношеское образование начинает жить в новых, более эффективных формах: кадровых программах, летних школах, тренингах, интернет-программах, репетиторстве. (МПЧ говорит обо всем этом, как о "новых, более эффективных формах"; однако любой кризис порождает массу ложных альтернатив, так что надо еще, наверное, разбираться).
Правительство решило выходить из кризиса путем введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Выдвинута модель профильного обучения. И ничем-то она не отличается по сути от нынешней старшей школы, даром что "новая". Фокусировка вроде бы предусмотрена, но осуществить ее хотят старыми, негодными средствами. Самое негодное – это намерение насадить эту систему по всей стране, затруднив тем самым (по неосторожности) инновационную деятельность в масштабах отдельных "островков". Короче, массовая профилизация школ – это "шаг вперед и два шага назад".
Но если положить руку на сердце, то скажем ответственно: школа вообще перестала в современном мире быть полезным социальным институтом. Школа умерла и стала пустым ритуалом, в который не верят даже учителя.
Король умер – да здравствует король. Что вместо школы? Вместо школы – образовательная программа, в том числе индивидуальная образовательная программа (ИОП). Эта самая ИОП "проходится" не столько в школе, сколько в реальных и виртуальных образовательных сетях, внешкольных образовательных модулях, кадровых программах, тренингах, стажировках. При этом ролевая матрица (институция) "учитель – ученик" замещается институцией "Образовательная программа (модуль) – Индивидуальная образовательная программа", где преподаватель / тьютор / сетевой администратор управляет модулем, а учащийся – индивидуальной образовательной программой. Освоение способов воспроизведения письменного текста (инструкции) замещается освоением способов применения инструкции. Аудиторная организация (замкнутость и самодостаточность школы) замещается событийной организацией (выход образовательного учреждения вовне, не аналогичный просветительству). Далее, однако, у МПЧ фигурирует термин "индивидуальная образовательная история", почерпнутый, очевидно, из области здравоохранения (сравни: история болезни), но вполне вероятно, что в этот термин вкладывается смысл, близкий, например, к пафосу эссе Дж.К. "Портфолио". МПЧ отдает дань также терминологии болонского процесса ("академическая мобильность"). Наконец, в рубрике "Смысл образования" противопоставлены традиционная передача культурных образцов от старшего поколения к младшему и вытесняющая ее подготовка к продуктивному решению жизненных проблем в меняющемся мире.
Похоже, в начальной школе имеет смысл сохранение (до поры до времени?) старой системы. А вот юношеской (старшей) школе должен быть присущ другой, не-школьный тип образования старшеклассников. (Оттуда неизбежно трансформируется и начальная школа). Но вводить сразу этот не-школьный тип образования старшеклассников – полная фигня и утопия. Нужна переходная модель "новой старшей школы" (в контексте институциональной трансформации образования).
Далее МПЧ выводит дело из натуральных действий в мыследеятельностные операции. Под "моделью", говорит МПЧ, мы понимаем искусственно созданное подобие реального (натурального) объекта с целью изучения/изменения этого объекта. В качестве модели могут выступать макеты, схемы, словесные описания, математические формулы, карты, проекты и т.д. (Может быть, модели, предполагаемые в "Структуре художественного текста" Лотмана, включены в "и т.д."?) Модели всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали.
Тут, однако, парадокс. В данном случае модель – образец того, чего еще нет. И в то же время оно уже есть: ведь есть же реальные воплощения этой модели в практике инновационных площадок. (Тут-то ему и место, лотмановскому "и т.д."!).
Реальная жизнь (образовательная практика) проходит мимо массовой школы. Государственная политика проходит мимо смысла. Должна быть предложена модель, воспроизводимая в массовой школе, но не идущая настолько вразрез с требованиями жизни, как теоретические основания нынешних благих намерений государства. Предложенная модель должна предусматривать вариативность "в зависимости от тех или иных социокультурных и экономических условий", то есть нейтрализовать соблазн преобразования единым махом сверху и обеспечить хоть какие-то отдушины для естественного становления новой системы снизу.
На повестке дня – большой и смелый интеллектуальный подвиг. Государство, не исходящее из параметров всеобщности, универсализма, как качеств, допускающих и предполагающих действование сверху вниз, – не государство. Ему, по нынешним временам и обстоятельствам, нужна модель моделей (вариативная модель). Отсутствие ее не оставляет государству шансов и влечет катастрофу. Компенсировать нехватку надо в теории, т.е. создать модель для синтеза знаний о старшей школе. В методологии такая модель для синтеза знаний называется конфигуратором, а процедуру синтеза знаний на основе такой модели называют конфигурированием. Эта хитрая операция (прокладывание путей мышлению) означает прежде всего выведение объекта из привычных контекстов (т.е. из плоскости) и рассмотрение объекта в новом, специально заготовленном контексте (см., например, манипулятивный вариант конфигурирования в сказке Андерсена "Новое платье короля" или катастрофический, неконтролируемый вариант в том месте из Гоголя, где стало видно во все концы света... Однако эти варианты к делу никак не относятся.).
Какие варианты относятся к делу? МПЧ предполагает пошагово а) инвентаризацию существующих знаний и представлений о том, как должна быть устроена старшая школа; б) анализ существующих в теории и инновационной практике моделей старшей школы, а также производство новых "изображений" (моделей) старшей школы; в) выделение существенного, принципиального в этих моделях (т.е. выявление осевых процессов, структурных принципов); г) сопоставление полученной модели-конфигуратора с эмпирическими знаниями о старшей школе, с другими моделями-конфигураторами уже изученных объектов (предполагается, что таковые есть в наличии и признании); д) разработка план-карты работ, направленных на обеспечение полноты теоретического знания о старшей школе для РФ, проведение таких работ и оформление их результатов.
Далее, в заключение, МПЧ выступает, казалось бы, с позиций просветительской, педагогической утопии: "Новое знание о старшей школе, воспринятое массовым педагогическим, управленческим и образовательно-политическим сознанием, должно привести к переосмыслению и последующей перестройке самой старшей школы в РФ". Однако вспомним, что В.И.Ленин в моменты наивысшей политической трезвости говорил: "Нет ничего практичнее хорошей теории".

Mathom House К началу страницы

ДомашняяЭпиграфыMathom HouseНастроения ГЛСказки ГЛПоляна сокровищ
О сайтеКарта сайтаГостеваяПочта

Valid CSS!
Используются технологии uCoz