Mathom House

[с.59]

2.14. Разведение позиций тьютора и психолога-консультанта

Мануйлова С.Г.

Актуальность данной темы вызвана несколькими обстоятельствами. Первое – это моя собственная профессиональная деятельность (педагог-психолог) в системе Гуманитарного лицея. Второе – объективная необходимость в вычленении тьюторских техник, а затем в складывании тьюторских технологий. Третье – субъективные опасения о сведении Т-консультаций к Пси-консультации, и как следствие – смешение представлений у ребенка о деятельности тьютора и психолога. На стыке этих "обстоятельств" и возникает проблема различения позиций Пси-консультанта и Т-консультанта.
Рассматривать ее в целом необходимо в рамках поиска и выделения тьюторских техник и технологий. Держа эту рамку, следует поэтапно разобраться в следующих вопросах (вопросы представлены не иерархично и не в какой-то логической последовательности):
[с.60]
  1. Кто такой психолог-консультант (позиционно и деятельностно). В чем сущность и техника Пси-консультации?
  2. В чем различие позиции Пси-консультанта и Т-консультанта?
  3. Каким образом не смешивать ("не слеплять") роли (позиции) психолога и тьютора? Как это дать понять детям?
  4. Может ли существовать некая "психологическая" предметность, на которой тьютор выстраивает свою деятельность?
  5. Каковы "взаимоотношения" психологии и тьюторства?
Мои размышления и выводы будут основаны, во-первых, на некоторых теоретических основах консультативной психологии, во-вторых, на анализе некоторого практического опыта и психологической, и тьюторской практик, в третьих, на тех положениях, которые приняты как экспериментальные или вероятностные по разворачиванию тьюторства в Лицее.
Все вопросы, обозначенные выше, являются взаимосвязанными, а следовательно достаточно внимательно рассмотреть один из них, чтобы получить ответы на остальные.
За основу возьму вопрос, который, на мой взгляд, поглощает все и сформулирую как "взаимоотношения тьюторства и психологии".
Здесь под тьюторством понимается особое направление педагогической деятельности, под психологией – область научного знания и выстроенной на этом практики консультирования.
Этот вопрос появился по нескольким причинам: первая – предположение Татьяны Германовны о существовании некоторой "психологической" (третьей) тьюторской технологии на основе анализа моих записок по тьюторским консультациям. Вторая причина – экспериментальный режим Т-деятельности и, собственно, открытая ситуация поиска возможных "типов" тьюторов, помимо уже определенных. Что мы имеем на сегодняшний момент тьюторства в Гуманитарном лицее?
Исходим из того, что тьютор – позиция педагогическая. В педагогике взаимодействие (коммуникация) педагога и учащегося невозможно напрямую, без некоторого "культурного посредника". Таким посредником выступают знания по тому или иному предмету. В тьюторской деятельности ГЛ в настоящее время выделены два типа "посредников" – предметность и способ. В зависимости от этого определены позиции тьютора – "тьютор на предметности" и "тьютор по способу".
Тьюторство в предметности предполагает, что педагог работает на "своей профессиональной (знаниевой) территории", в которую попадают (или как выясняется в процессе тьюторской работы – не попадают) и интересы учащегося. Профессиональная территория практического психолога имеет некоторые особенности и не является четко предметной. В связи с этим возник вопрос, существует ли еще один тип культурного посредника, условно именуемый " психология"? Что в таком случае представляет собой тьюторская деятельность?
Психология как понятие, в данном случае означает совокупность психических и физических особенностей человека (психология как "душа" человека). Класть это как "посредника", т.е. в качестве предмета обсуждения с тьюторируемым [с.61] нельзя и попросту опасно, потому что это и есть прямое вторжение в интимную сферу. В качестве ответной реакции консультируемый либо "примет оборону", либо будет активно избегать ситуации консультирования, лично консультанта, либо впадет в "психологический мазохизм", эмоционально привяжется к консультанту. Так или иначе подобный ход провоцирует запуск психологических механизмов защиты. Другим результатом может стать превращение консультации (как профессиональной деятельности) в дружескую (отеческую) беседу, разговор, никого и ни к чему не обязывающий. Тьюторская и психологическая практика – это деятельность, следовательно, она характеризуется, прежде всего, наличием цели, а также взаимной ответственностью (консультирование – это со-вместная деятельность)
В своей практике тьюторского консультирования (в анализе отдельных консультаций) я действительно уделяю много внимание на свойства характера, поведенческие реакции и отмечаю это в своих тьюторских записях. Однако та психологическая информация (вербальная и невербальная), которую я "снимаю" профессионально, является лишь обслуживающей по отношению к Т-консультации. И когда встает вопрос: я провожу психологическую консультацию или тьюторскую, для меня это четко разводится по нескольким основаниям. Приведу в качестве примера некоторые основания (таблица)

[с.62]
Основания Т-консультация Пси-консультация
Миссия Помощь в построении индивидуального образовательного пути Помощь в преодолении личностных трудностей, связанных с любой жизненной ситуацией
Заданность процесса (точка отсчета) Задается искуственно ( у человека может и не быть изначально ценности образования Задается по инициативе клиента, идет от запроса клиента (для человека всегда его проблема ценностна)
С чем работает консультант С вопросами, касающимися прохождения Т-ребенком определенного этапа своего образовательного пути С обозначаемой или скрытой (на начальном этапе) личностной проблемой
Рамки консультации Индивидуальная образовательная жизненная траектория Варианты: 1. ситуативная (отработка проблемы "здесь и сейчас"); 2. личностное становление (некоторый жизненный отрезок)
Ресурсное обеспечение решения поставленных задач Ориентирование на внешние источники (ресурсы) Объединение личностных и профессиональных ресурсов консультанта и индивидуальных ресурсов клиента
Что является результатом консультации Проблематизация, появление вопроса у тьюторируемого, выстраивание дальнейшего шага Эмоциональное отреагирование проблемной ситуации; рационализация проблемы и выстраивание действий по ее решению
Техники и приемы Могут быть заимствованы из психологии под задачи конкретной консультации Наработанные в практике приемы консультирования
Опасности (для консультанта и консультируемого) Неспособность выстраивания следующего шага самостоятельно; смешивание ролей "психолог" и "тьютор" Известный эффект "эмоциональной зависимости", "эффект профессионального сгорания"

Таким образом, как практики, Пси-консультация и Т-консультация разводятся четко. Тьюторство, имея свои цели и задачи, предполагает использование отдельных техник и приемов из практической психологии, что я и рассмотрю на одном из эпизодов тьюторской практики.
Пример.
Целью одной из консультаций являлось выявление интереса ребенка, который необходимо было развернуть в исследовательский, т.е. превратить его в предмет исследования. Дополнительно мне необходимо было держать рамки своей предметности, обозначенной как "социальная психология" На консультацию пришла девочка О., 9 класс. Общительная, живая. Ее первоначальная установка, которую она озвучила: "я не знаю, что исследовать... я вообще не знаю, что можно исследовать в этой социальной психологии, что бы вы предложили?". В этих словах четко звучал прямой запрос: "дайте мне предмет исследования, может он меня заинтересует". Я же исхожу из того, что исследование всегда должно быть личностно ценным, исследовательский интерес "зажигается", а не вымучивается и не придумывается. Следовательно, нужно искать проективные методы проявления интереса. В качестве такого я попробовала "раскрутить" интерес через ассоциативные ряды. Мною была дана следующая установка: "Давай, О., мы поступим так. Напиши в столбик все те вопросы, которые тебе приходят в голову, когда ты говоришь, представляешь, думаешь про социальную психологию. Напиши не менее 10 вопросов. Если тебе вдруг покажется, что это никакого отношения не имеет к этой предметности, все равно напиши. Самые интересные вопросы на первый взгляд кажутся глупыми и дурацкими". На выполнение задания было потрачено минут 10-15. Первые 5 вопросов носили стереотипный характер ("как научится общаться", "почему одни люди дружат с другими", "что такое психика" и т.п.) и были связаны с некоторыми обрывочными знаниями о психологии вообще. Следующие вопросы были наиболее отдаленными от предметности, но писались гораздо быстрее: "почему моя кошка не любит бабушку?", "что такое НЛО", "Как можно путешествовать во времени", "Откуда берется фантастика". Дальнейшая моя работа строилась на выяснение о том, как связаны эти вопросы к конкретным этим человеком. Что за ними лежит? Выяснилось, что О. Очень много читает фантастики, любит ее пересказывать. Для нее – это целый мир, причем настолько естественен, что О. была удивлена, что его можно исследовать, т.е. сделать ее интерес предметом учебного исследования. Таким образом, часть негатива в отношении исследования как обязательного вида работ, несвязанных в представлениях ни с жизнью, ни с личными интересами, был снят. Сама О. стала очень живо рассказывать про область "фантастического" формулируя вопросы, переструктурирование [с.63] которых позволяло из области бытового интереса перейти в область исследования. Этот шаг, пожалуй, самый трудный, и всегда существует соблазн сделать его за ребенка.
В этом эпизоде из практики я хотела показать один из приемов "через вопрос", который можно использовать на начальном этапе "раскрутки" исследовательского интереса ребенка, сохраняя бережное отношение к его жизненным интересам, увлечениям.
Вообще, в практике Пси-консультирования и практической психологии существует много разработанных методов, приемов, используемых психологом для достижения задач консультирования, например такие как: "техника активного слушания", методы активизации мыслительной деятельности, развития психических процессов. Весь этот арсенал психологических средств должен быть использован. Педагоги- практики ими владеют на интуитивном уровне (если это не представлено на уровне "знания о техниках"), психологи-консультанты (я, например) – на уровне профессионального знания и навыков построения диалога. Именно этот уровень ("знания о технике", т.е. разведение понятий цели консультации и техники консультирования) позволяет не "скатываться" до ведения задушевных бесед, что называется "за жизнь". Бытовое представление о психологии, интуитивное использование психологических приемов консультирования ведет к тому, что они (приемы) не отделяются от процесса, который эмоционально поглощает участников этого процесса, но в конечном счете не является продуктивным (теряются рамки – как удержание конкретной цели). Именно поэтому педагогам (как представителям профессиональной группы) для тьюторства необходима предметность (любая), которая удерживает от впадения в исключительно "эмоционально- сопереживательные" отношения с ребенком. Для психолога это профессионально недопустимо.
Это то, что касается взрослых участников тьюторской деятельности. Возникает другой вопрос: а как помочь ребенку в сознании отделить тьютора от учителя (если это одно и то же лицо) психолога от тьютора? Здесь, для меня, профессионализм заключается, собственно, в удержании рамок тьюторского консультирования в моем сознании и представлении. Делать это мне помогают некоторые правила-лозунги, сформулированные на основе анализа собственных шагов и ошибок.
  1. Как тьютор – не старайся личностно понравиться ребенку. Личные качества не компенсируют, а подменяют непрофессионализм;
  2. Каждой консультации (тьюторской и психологической) – свое время, место, способ назначения встреч. Разные пространства деятельности должны быть по-разному обустроены;
  3. Работая как тьютор – не забывай, что ты психолог. Работая как психолог, – можно забыть, что ты тьютор;
  4. Если тьюторская консультация превращается в психологическую (у меня или у коллег – тьюторов), значит стоит подумать о переустройстве психологической службы в лицее. Дети ищут защиты.
  5. Правила необходимо пересматривать и дополнять.

Черемных М.В. Портфолио как место складывания и осознания своей образовательной истории... Решетникова А.Е. Предметность в тьюторской деятельности К началу страницы

ДомашняяЭпиграфыMathom HouseНастроения ГЛСказки ГЛПоляна сокровищ
О сайтеКарта сайтаГостеваяПочта

Valid CSS!
Используются технологии uCoz